Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Вкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
  
 

Анонс, содержание, выдержки из книги

Рассматриваются мировоззренческие и методологические проблемы эволюции европейского естествознания. Характеризуются особенности науки, истоки и механизмы ее формирования. В различных ракурсах осмысливается неоднозначная логика развития научного знания на протяжении последних трех столетий. Выявляется мировоззренческая содержательность картин реальности, складываюшихся на различных этапах эволюции естествознания.
Освещаются актуальные вопросы места и роли науки в культуре. Обсуждаются тенденции развития современного естественнонаучного познания. Включены вопросы для самопроверки, высказывания мыслителей и ученых, помещенные в конце каждой главы, помогут сосредоточиться на главном, глубже осмыслить новаторский характер научной рациональности.
Адресовано учителям и учащимся полной средней общеобразовательной школы в качестве дополнительного материала к основным естественнонаучным и гуманитарным курсам, разработчикам элективных курсов профильной школы, а также студентам.

Содержание

Предисловие
Г л а в а 1.
НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
1.1. Картина мира: сущность, динамика, типология
1.2. Проблемы становления европейской науки
1.3. Модели эволюции научного знания
Г л а в а 2.
КЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
2.1. Основания науки
2.2. Формирование традиции новоевропейской учёности
2.3. Основания и принципы построения классической научной картины мира
Г л а в а 3.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ РУБЕЖА 19 – 20-го ВЕКОВ
СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
3.1. Кризис классического естествознания
3.2. Рождение неклассического естествознания
3.3. Развитие представлений о природе в неклассической науке
Г л а в а 4.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
4.1. Формирование постнеклассической науки
4.2. Самоорганизующийся универсум
4.3. Стратегия человека в самоорганизующемся мире БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Выдержки из книги:
Материалы для размышления

Подобно тому как антропоморфное понятие силы было упразднено эйнштейновской концепцией относительности, так же следует отказаться и от понятия объекта, вещи, по крайней мере при изучении атомного мира. Индивидуальность — признак сложности, и изолированная частица лишком проста, чтобы обладать индивидуальностью ( М. Болль).
Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше мы убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем неотъемлемой частью этой системы является и сам наблюдатель (Ф. Капра).
Самый важный элемент прогресса физических наук следует видеть в удивлении перед всяким новым образом или даже новой ассоциацией образов, ибо именно удивление возбуждает всегда довольно равнодушную логику, именно оно заставляет ее строить новые связи, но саму причину этого прогресса, источник удивления нужно искать внутри силовых полей, порождаемых в нашем воображении новыми ассоциациями образов, мощь которых есть мера творческих потенций ученого, который способен соединять их в ансамбли (Г. Жювэ).
Да, мир нестабилен. Но это не означает, что он не поддается научному изучению. Признание нестабильности – не капитуляция, напротив – приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям… Следует лишь распроститься с представлением, будто этот мир – наш безропотный слуга. Мы должны с уважением относиться к нему. Мы должны признать, что не можем полностью контролировать окружающий нас мир… (И. Пригожин)
Вещи получают свое существование и свою природу посредством взаимозависимости и не являются ничем сами по себе (Ф.Капра со ссылкой на буддистского гуру Нагарджуну (8-й век до н.э.).

 
CMS | Webmaster | RSS
Всего активных статей: 2821

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПримВики

Независимая оценка качества образования


690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Станюковича 28
тел./факс: (4232) 41-43-77 (приемная), (4232) 51-44-35 (ректор)
E-mail: pippkro@rambler.ru