Индивидуализация в современной школе: теория и практика

Все вопросы, не входящие в другие форумы
Сообщение
Автор
Lenagroza
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 дек 2013 20:41

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#61 Сообщение Lenagroza » 04 дек 2013 22:30

Всего доброго и и спокойной ночи! :wink:

Аватара пользователя
Юлия Косолапова
Активист
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 05 май 2008 12:58

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#62 Сообщение Юлия Косолапова » 04 дек 2013 22:35

smelaya писал(а):Ещё раз хочу вернуться к условиям индивидуализации. Таковыми являются открытость и неструктурированность среды, которые обеспечивают избыточность, вариативность и выбор. Что касается процесса индивидуализации: если ребенок строит свой образовательный маршрут (цель, план, рефлексия, продукт, при этом он активен и инициативен), можно говорить с уверенностью, что индивидуализация была.
Ещё раз хочу предложить развести понятия: условия - это условия, а критерии - это критерии. Может быть, если мы говорим об учителе - мы должны "прописать" условия ... ??? А относительно ребёнка - критерии ... ???

Аватара пользователя
Юлия Косолапова
Активист
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 05 май 2008 12:58

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#63 Сообщение Юлия Косолапова » 04 дек 2013 23:11

smelaya писал(а): Может, мы зря так резко отказались от тьюторства, так категорически его отметаем? Каждый раз, разбираясь с проблемами индивидуализации, сталкиваешься с вопросами тьюторского сопровождения.
1. Давайте вспомним :D :D :D , что на последней встрече, мы проговорили, что тьюторство одна из практик, связанных с сопровождением индивидуализации. И, конечно, тьюторства без индивидуализации не существует. В текстах Татьяны Михайловны, носителя идей тьюторства, эти категории вместе. Это очевидно. И любая площадка может заняться тьюторством... как одной из практик...
2. А индивидуализация без тьюторства возможна? :D В текстах Шадрикова про индивидуализацию о тьюторстве ничего не сказано...
3. Что делать учителю обычной школы, чтобы реализовать принцип индивидуализации? Или это может сделать только тьютор? Возможно, и наступит время, когда в школах будут работать не учителя, а тьюторы... А что делать сейчас обычным учителям? Дети не могу ждать))) И ФГОС уже "приходит" в основную школу))))

Аватара пользователя
Юлия Косолапова
Активист
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 05 май 2008 12:58

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#64 Сообщение Юлия Косолапова » 05 дек 2013 12:32

Сегодня ещё раз "полистала" Селевко Германа Константиновича, его текст "Энциклопедия образовательных технологий", на предмет индивидуализации и тьюторства. Во втором томе Селевко даёт список воспитательных! технологий, которые строятся на принципе индивидуализации:
"Наиболее яркими примерами школьных технологий индивидуализированного воспитания являются следующие:
– модель индивидуального воспитания в работе классного руководителя (см. «личностный подход» в педагогике сотрудничества – гл. IV);
– модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман)
– модель тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева);
– модель индивидуализированного творческого воспитания (И.П. Волков (п. 8.4.));
– модель индивидуальных образовательных программ (В.Д. Шадриков (п. 6.4.));
– модель продуктивного образования (модель открытой школы (п. 9.1.))" Стр. 348 (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 2. – М.: Народное образование, 2005.).

... Администатор форума не позволяет прикрепить файл с текстом, поэтому я сейчас сделаю рассылочку.

smelaya
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 дек 2013 21:16

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#65 Сообщение smelaya » 05 дек 2013 21:16

А мне еще раз хочется сказать, что без обеспечения условий открытости и неструктурированности среды, можно говорить о чем угодно, а скорее об индивидуальном подходе, но только не об индивидуализации. Тем более на уроке, т.к. выше перечисленные условия вряд ли учитель сможет обеспечить. Вариативность? Да. Выбор? Из предложенного учителем. Где тогда избыточность, свобода? Критерии мы ищем не к индивидуализации, а к той деятельности, которая реализуется в результате индивидуализации. Индивидуализация это самостоятельная образовательная деятельность ученика, содержанием которой является субъектная познавательная практика, включает выбор цели, методов, средств и форм образовательной деятельности ученика и принятия на себя ответственности за реализацию выбранной цели; личное решение учебных проблем, ситуаций, задач; анализ, оценку и преобразование учебной деятельности. Дидактическая структура самостоятельной деятельности образования, включает мотивационный, проблематизационный, самоопределительный, самореализационный, демонстрационный и рефлексивный компоненты, позволяет реализовать образовательный потенциал образовательного интереса ребенка как в продуктах учебной деятельности — знаниях, умениях, навыках, так и в субъектном опыте. Если какое-то условие не будет выполнено, можно говорить об индивидуализации? На мой взгляд нет? И еще один вопрос, целостный процесс можно разбить на кусочки и рассматривать его через призму критериев?
У меня появляется ощущение, что в понятие индивидуализация мы вкладываем разный смысл.

smelaya
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 04 дек 2013 21:16

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#66 Сообщение smelaya » 05 дек 2013 21:24

"понимание самообразования как процесса управляемого и организуемого учеником самостоятельно порождает распространение идей о необходимости построения специфического педагогического сопровождения самообразования, сохраняющего собственную субъектную активность ученика.
Педагогическое сопровождение подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого учащийся выполняет некоторые действия, преследующие цели образования и обучения, а учитель обеспечивает условия не только для выполнения этого действия, но и для его осмысления, что представляется даже более важным, чем просто успешное выполнение самого действия.
Основными итогами сопровождения являются не только овладение конкретным знанием, обобщенным способом решения учебной задачи, овладение самостоятельной образовательной деятельностью, существующими в культуре видами образовательной деятельности высокого уровня, такими как проектирование и исследование, но и осознание самим субъектом образования смысла и значения всех вышеперечисленных результатов образования именно для него - нахождение индивидуальных смыслов, целей и значений собственного образования в собственной жизни.
Педагогическое сопровождение - это динамичный процесс все большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику. Мера ответственности и учителя, и учащегося может быть разной на разных этапах и обуславливаться конкретикой сложившейся ситуации и индивидуальными особенностями ученика, в первую очередь уровнем его готовности к самообразованию.
Сущностным выражением меры ответственности выступают те нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и учащийся. Можно выделить минимум две группы норм, на основе которых может осуществляться взаимодействие: 1) типовые, универсальные нормы, существующие во внешней среде и принимаемые субъектами взаимодействия, выполняемые ими; 2) специфические нормы, которые появляются как продукт конкретного взаимодействия и распространяются только на это взаимодействие.
Вторая группа норм совсем не обязательно кардинально расходится с первой группой, но в любом случае нормы из второй группы более конкретны и ситуативны. Даже при полном внешнем совпадении звучания, содержания и смысла нормы второй группы появляются качественно иным (чем нормы первой группы) способом: они не принимаются из внешней среды, а создаются в ходе взаимодействия как продукт такого взаимодействия, как продукт осознания оснований, целей и средств взаимодействия.
Соответственно нормам можно выделить два типа педагогического сопровождения:
1) основанного на внешне заданных нормах - нормативное педагогическое сопровождение,
2) основанного на нормах, вырабатываемых самими субъектами сопровождения - гуманитарное педагогическое сопровождение.
Одним из видов гуманитарного педагогического сопровождения является тьюторское сопровождение учащихся" (Т. Ковалева, Н.Рыбалкина и др.).

Lasto4ka
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 22 июл 2016 09:33

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#67 Сообщение Lasto4ka » 22 июл 2016 10:05

В наш век интернета самообразование должно стать неотъемлемой частью образованного человека, я считаю

Kandor
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 02 авг 2016 01:36

Re: Индивидуализация в современной школе: теория и практика

#68 Сообщение Kandor » 02 авг 2016 01:47

Очень удивляет, что при наличии доступа к стольким знаниям, люди в интернет только играют.

Ответить