Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Вкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
  
 

Цифровое будущее школы на #EdCrunch

#EdCrunch – одна из крупнейших в Европе конференций по новым образовательным технологиям, организованная НИТУ «МИСиС» и «Рыбаков Фондом». 9–10 сентября этого года педагоги Приморского края стали участниками региональной конференции. Мне же посчастливилось окунуться в атмосферу этого грандиозного образовательного события в Москве 25–27 сентября.
Первый день конференции – Pre-day – разворачивался в стенах НИТУ «МИСиС». Целевая аудитория – школьные педагоги. Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин провел панельную дискуссию с участием известных российских ученых о трендах современного образования: Зачем нужны инновации школе? Нужно ли их поддерживать? Какие кадры нужны современной экономике? Хотят ли учителя перемен? Интересными показались тезисы австралийского гостя: «Учителя всегда хотят быть самыми умными», «Обучение не обязательно должно быть лицом к лицу», «Исследования ставят под сомнение традиционное школьное образование». Такие «неприятные» и «подрывные» глобальные тенденции были сформулированы в рамках дискуссии. Обсуждение этих и других вопросов задало тон последующим активностям конференции.
В течение дня участники смогли пройти мастер-классы учителей школ и преподавателей вузов. На таких масштабных образовательных событиях всегда хочется клонироваться, чтобы побывать на всех мероприятиях. Увы, это невозможно.

Мне удалось принять участие в педагогическом акселераторе и нескольких мастер-классах, дискуссиях.
Свой подход к созданию дистанционного курса представила Дарья Харченко, продюсер образовательных проектов. 6 шагов, которые необходимо пройти в процессе создания курса: от определения ролей участников проектировочной команды, постановки целей, согласования ценностей к уточнению целевой аудитории, формулировки темы через узнавание знакомого и ожидаемого и, собственно, наполнению курса контентом.
Знакомая приморским педагогам Людмила Рождественская, образовательный технолог из Эстонии, рассказала об опыте реализации STEM и STEAM-проектов. В рамках мастерской учителя смогли создать интересные орнаменты, используя математические функции. Удивляет способность Людмилы Рождественской объединять несовместимые вещи: искусство и математику, игру и обучение.
Интересной оказалась дискуссия о «Российской электронной школе». С одной стороны, проект скоро запускается. Идея хорошая, но так ли должна быть воплощена в жизнь? Оболочка наполняется «эталонными федеральными уроками», и учителю предлагается эти варианты реализовывать в школе. Это ли нужно учителю? На наш взгляд, погружать учащихся следует в информационную образовательную среду, в которой не только много неопределенностей, но также и возможностей для творчества, поиска и открытий. Думаю, что интереснее, когда такие среды наполняются идеями и продуктами, созданными в процессе совместной деятельности педагогического сообщества, учащихся и смешанными командами. Возможна независимая экспертиза этих образовательных продуктов. И тогда пытливый и умный учитель найдет «свой» вариант урока, обогатит и наполнит урок своим содержанием и своими педагогическими приемами.
Важной оказалась встреча с командой специалистов, которые занимаются вопросами школьных библиотек и имеют богатый опыт в этом направлении. По мнению участников дискуссии, современный школьный библиотекарь должен стать частью сетевого сообщества. Задачи библиотеки сегодня меняются. Современная школьная библиотека – это не только информационный центр (хоть и эта функция видоизменяется), но и место, где происходят интересные образовательные события, встречи, дискуссии, реализуются проекты.

Основные мероприятия конференции проходили в Центре международной торговли. На это грандиозное событие съехались тысячи профессионалов из 30 стран: ректоры институтов, директора школ, представители бизнеса в образовательной сфере, разработчики учебных IT-технологий и многие другие.
Сложно подробно описать то, что было представлено в рамках конференции. Поэтому попробую обозначить основные тенденции.
Вдохновляет современный формат представления идей. Здесь не встречались скучные и нудные докладчики, читающие «по бумажке» свои тезисы. Здесь состоялась встреча Профессионалов, прекрасно понимающих предмет разговора и мастерски владеющих ораторским искусством. Возможно, этому способствовала и созданная среда.
Выставочная площадка, не самая огромная из тех, что приходилось встречать, но вполне объемная и широко представленная компаниями, организациями, создающими и представляющими образовательные продукты. Небольшие стойки, плазменные экраны, интерактивные столы.

Для участников конференции предлагали продукты по нескольким направлениям.
Образовательный контент для вузов, школ, дошкольных организаций представлен мультимедийными пособиями, учебными курсами, обучающими короткими видеороликами, электронными учебниками.
Особое направление – виртуальная реальность: от прогулок по Москве до погружения в неизвестный мир световых частиц. «Эффект присутствия» поможет ученикам принимать участие в различных занятиях, бывать в разных местах, а небанальные способы подачи информации помогут сделать её усвоение более успешным и продуктивным.
Дополненная реальность – книги, позволяющие увидеть, как жили динозавры или как устроен человек. Все ориентировано на визуализацию информации.
Интерактивные песочницы для обучения малышей и коллекции различных образцов образовательной робототехники.
Представители из разных стран мира в конгресс-зале на большой сцене с огромными плазменными экранами говорили о цифровой трансформации образовательного процесса, о том, что сегодня такая трансформация предоставляет школам и вузам уникальные возможности для большего вовлечения учащихся, профессионального развития педагогов, повышения организационной эффективности учебных учреждений и изменения форм и методов учебной работы. Трансформация начинается с определения стратегии и целесообразности происходящих изменений, каждое из которых может стать ступенькой к долгосрочным переменам всей системы образования. Формат выступлений напомнил TED-конференции.

Цифровые навыки и компетенции являются движущей силой инноваций и конкурентоспособности страны. Цифровизация меняет педагогическую профессию, требования к цифровой квалификации учителя возрастают. Таким образом, цифровая грамотность и навыки должны быть элементами всех форм педагогического обучения и профессиональной подготовки в течение жизненного цикла. Пожалуй, эта идея была основной в течение двух дней, проведенных в Международном центре торговли.
В рамках конференции были ярко представлены тренды современного образования: смешанное обучение, мобильное обучение, геймификация, персонализированное обучение, виртуализация, новые подходы к работе над проектами – SRUM и Agile подходы.
Кроме того, на площадке конференции была представлена концепция Национального общества технологий в образовании (НОТО). По мнению организаторов, общество объединит образовательных лидеров России в стремлении развития и эффективного использования новых образовательных технологий. Каждый желающий может присоединиться к проекту. В рамках конференции состоялась презентация программы профессионального развития в области современных цифровых технологий для учителей «Маршрут в будущее», организованная Национальным обществом технологий в образовании при поддержке «Рыбаков Фонда».

Конечно же, самыми трепетными моментами конференции оказались встречи с коллегами, друзьями.
Возможность общения, обмен идеями, опытом, взглядами – важная часть очных событий и хороший импульс для профессионального развития.
Необходимо осмыслить услышанное и увиденное, проанализировать и попытаться воплотить те идеи, которые кажутся перспективными и интересными.

Будем работать!

Статью подготовила Юдина И.А.

 
CMS | Webmaster | RSS
Всего активных статей: 2821

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПримВики

Независимая оценка качества образования


690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Станюковича 28
тел./факс: (4232) 41-43-77 (приемная), (4232) 51-44-35 (ректор)
E-mail: pippkro@rambler.ru