Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Вкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
  
 

II-й Всероссийский съезд учителей географии

«География – наука глубже, она формирует сознание и отношение человека к жизни, потому что он каждую секунду своей жизни находится в этой среде, среде природы, человеческой, общественной среде. И, безусловно, все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний»
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

2-3 ноября 2016 г. в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова состоялся II-й Всероссийский съезд учителей географии. Организаторами мероприятия выступили МГУ, Минобрнауки, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. В качестве делегатов и участников в мероприятии участвовали учителя географии и методисты из всех субъектов РФ, в количестве более 550 чел.


Главной темой обсуждения стал проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, а также планы по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов. По итогам съезда, в срок до 5 декабря, в Правительство РФ будет направлена на утверждение финальная версия Концепции.
В торжественной церемонии открытия крупнейшего географического форума приняли участие ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий, Первый Вице-президент РГО академик Николай Касимов, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и президент Российской ассоциации учителей географии Александр Лобжанидзе.
Выступавшие отмечали, что география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека, а качественная система географического образования необходима любому государству, стремящемуся к “интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике”.
При этом педагогическое сообщество отмечает, что в настоящее время предмет незаслуженно отодвинут на второй план. Участники Съезда были единодушны: география должна быть одним из основных школьных предметов, так как формирует сознание современного молодого человека наравне с русским языком, литературой и историей.
В течении двух дней на тематических круглых столах шла интенсивная работа по обсуждению и доработке основных положений Концепции. Были рассмотрены вопросы модернизации содержания и методики преподавания географии, разработки нового стандарта и системы оценки качества географического образования, а также современные образовательные технологии в практике преподавания географии, роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников, система дополнительного географического образования и школьные олимпиады.
Что может измениться для школьников? Концепция развития географического образования предполагает много нововведений. Среди них:
  • Изменение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Введение в 8–9-х классах дополнительного курса “географии родного края” по одному часу в неделю, с сохранением “обычной” географии.
  • В 10–11-х классах планируется сделать изучение географии обязательным на базовом и углубленном уровнях во всех профилях старшей школы. На базовом уровне авторы концепции предлагают отводить предмету два часа, на углубленном — три часа.
  • На самих уроках географии предполагается усилить практическую направленность в преподавании предмета. Это найдет свое отражение в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе.
  • Предлагается включить географию в перечень обязательных экзаменов в 9-х классах “для своевременного выявления существующих пробелов в знаниях” и обязательных предметов ЕГЭ для “патриотического воспитания молодежи”. Подходы к организации и структуре экзамена также будут пересмотрены.
  • Восстановление географии в качестве обязательного вступительного испытания при приеме на обучение по ряду направлений подготовки в вузах: “Экономика”, “Туризм”, “Международные отношения”.
    На закрытии Съезда министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева и министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу поделились своим видением на вопросы географии в стране.
    «Концепцией развития географического образования предлагается введение обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах. Эта инициатива хорошая, но она требует детального обсуждения», – отметила О.Ю. Васильева. Глава ведомства в ходе своего выступления указала на необходимость усилить воспитательную составляющую этого предмета и задуматься над качеством оснащения кабинетов географии в школе. «Кабинет географии в школе должен быть хорошо оснащен, у учителя должен быть весь перечень необходимых инструментов обучения», – подчеркнула министр, добавив, что вопрос оснащения кабинетов сейчас важен не только по этому предмету.

    Выступая перед участниками Съезда, Президент Русского географического общества С.К. Шойгу отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции. “Я надеюсь, с Министерством образования мы сможем убедить правительство в короткие сроки принять эту концепцию”, – добавил Шойгу, напомнив, что проект концепции развития географического образования в России был разработан по поручению президента РФ Владимира Путина. А также напомнил о проведении и призвал к участию во Всероссийском географическом диктанте 20 ноября 2016г.

Участник II Всероссийского съезда учителей географии, учитель географии МБОУ «СОШ № 74 г. Владивостока» Камянская Татьяна Анатольевна

 
690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Станюковича 28
тел./факс: (4232) 41-43-77 (приемная), (4232) 51-44-35 (ректор)
E-mail: pippkro@rambler.ru